Госдеп США: религиозные свободы отступают

Мужчина поднимает руки, чтобы помолиться у моря на закате, после целого дня поста в священный месяц Рамадан в Бенгази, Ливия.

Государственный департамент США обнародовал 30 июля доклад о соблюдении религиозных свобод в мире.

Это первый подобный доклад, подготовленный после начала событий, именуемых "арабской весной". На презентации доклада в Фонде Карнеги в Вашингтоне государственный секретарь Хиллари Клинтон заявила, что документ – своего рода сигнал о "вопиющих нарушениях" прав верующих во всем мире:
­­­
– Что касается права человека на религиозную свободу, которая является ключевым элементом стабильных, безопасных, мирных обществ, – то мир сползает в прошлое.

Хиллари Клинтон подчеркнула, что правительство Египта в контексте событий "арабской весны" не только проявило неспособность обуздать растущее насилие против христиан-коптов, но и само оказалось причастно к актам насилия.

В докладе Госдепартамента также отмечается, что в Китае в 2011 году участились случаи нарушения религиозных прав граждан. В Северной Корее же, как говорится в докладе, свободы вероисповедания вообще не существует ни в какой форме. Кроме этих двух стран, особую озабоченность Госдепартамента вызывают Бирма, Иран, Саудовская Аравия, Судан, Узбекистан и Эритрея.

Авторы доклада также отмечают, что в странах Европы, испытывающих крупные демографические перемены, наблюдается рост ксенофобии, антисемитизма и антимусульманских настроений, а также нетерпимость к тем, кто считается "чужаками".

В России, согласно докладу, правительство в целом уважает свободу вероисповедания, однако некоторые религиозные меньшинства продолжают испытывать трудности. Наиболее значительные ограничения религиозной свободы в 2011 году проявились в использовании российскими властями обвинений в экстремизме для воздействия на религиозные меньшинства, в отказах в регистрации религиозных организаций, в отказах в выдаче виз религиозным визитерам. Кроме этого, к ограничению религиозных свобод авторы доклада относят случаи затруднённого доступа к местам для богослужений, а также аресты членов религиозных организаций. Хотя в России нет государственной религии, государство оказывало предпочтение Русской православной церкви и некоторым другим "традиционным" религиозным общинам.

Правительство России, как говорится в документе, продолжало использовать "Закон о противодействии экстремистской деятельности" для оправдания облав на религиозные организации, заключения под стражу и судебного преследования их членов, а также для ограничения свободы вероисповедания представителей религиозных меньшинств. В частности, преследованиям подвергались мусульманские последователи работ турецкого богослова Саида Нурси, "свидетели Иеговы", последователи китайского движения Фалуньгун и сайентологи. Множество мелких радикально-националистических газет печатали антисемитские, антимусульманские и ксенофобские статьи, становящиеся общедоступными по всей стране. В России 19 мусульманских групп снабжены ярлыком террористических организаций и поставлены под запрет. Авторы доклада констатируют, что подобные запреты помогают российским властям произвольно заключать под стражу отдельных мусульман по обвинению в связях с этими группами.

Радио Свобода