Эксклюзивное интервью посла США в Армении

Your browser doesn’t support HTML5

Эксклюзивное интервью посла США в Армении Джона Хефферна Армянской службе Радио Свобода.

– Господин посол, на днях, говоря о прошедших в Раздане выборах, Вы отметили, что увидели там реальную конкуренцию. Тогда как оппозиция утверждает, что в Раздане властями в большом объеме был использован административный ресурс, а также раздавали предвыборные взятки. Вы знакомы с этими утверждениями? И можно ли это считать конкуренцией?

- Прежде чем перейти к Раздану, я хотел бы сделать некоторые уточнения более общего характера. Одна из наших целей – целей посольства, является то, что мы хотим увидеть успехи Армении в вопросах построения демократической и свободной страны, и мы хотим оказать некоторое содействие в этом вопросе. И, чтобы это произошло, предстоящие выборы должны стать свободными, справедливыми и достоверными. А для этого необходимы равные условия, доступность СМИ и реальная политическая конкуренция. И, да, по моим наблюдениям, на выборах в Раздане были два сильных кандидата и реальная политическая конкуренция.

– Вы несколько раз заявляли, что всячески будете содействовать тому, чтобы в Армении состоялись самые лучшие выборы из когда-либо проходивших. Однако до сих пор продолжаются дискуссии в связи с изменениями в Избирательном кодексе. Власти так и не пошли навстречу требованиям оппозиции о 100%-ной пропорциональной системе, чернильном отпечатке пальцев избирателей, а также установлении видеокамер наблюдения на избирательных участках. Так есть ли гарантии, что в таких условиях могут состояться наилучшие выборы?

- Мы действительно хотим увидеть свободные, справедливые и достоверные выборы. Этого требуют международные критерии, и это является также стремлением президента Армении, спикера НС, а также всех тех, с кем я имел беседы, в том числе, как представителей правительства, так и людей, не представляющих его. Все они заинтересованы в проведении свободных, справедливых и достоверных как предстоящих парламентских, так и президентских выборов. В этом состоит цель, и, полагаем, это является целью для всех. И мы готовы посредством наблюдений, контактов сделать максимально возможное, чтобы содействовать претворению в жизнь нового Избирательного кодекса, сделав тем самым возможным проведение свободных, справедливых и достоверных выборов.

А подробности – как проводить голосование, какую избирательную систему выбрать – пропорциональную или мажоритарную - это уже решать правительству и народу Армении. Насколько я понимаю, в этом вопросе не существует общепринятых международных критериев, в отличие от других вопросов, таких как, например, доступность СМИ. СМИ должны быть доступны – это международный критерий, и мы внимательно будем следить за этим.

– А что Вы скажете об установке на избирательных участках камер наблюдения?

- В Раздане я видел несколько камер наблюдения на близлежащих территориях и непосредственно на избирательных участках. Конечно, этот вопрос нуждается в некоторых обсуждениях: когда именно можно включать камеры, а когда нет. Насколько мне известно, новый Избирательный кодекс разрешает установку камер наблюдения на избирательных участках, они могут снимать что-то, но не весь процесс. Полагаю, тут имеются спорные моменты, касающиеся личности: например, приемлемо ли снимать голосующего на видео?

Что касается Раздана, то там на избирательном участке была видеокамера, и, беседуя с людьми, мне показалось, что ее наличие способствует прозрачности голосования и подсчета голосов, проведению выборов в соответствии с Избирательным кодексом. Так что, я думаю, на увиденном мною избирательном участке наличие камеры наблюдения было положительным явлением.

- Оппозиция считает желательным присутствие международных наблюдателей (примерно 2000 человек) на всех избирательных участках, тогда как БДИПЧ/ОБСЕ сообщает, что их будет всего несколько сотен. Как по-Вашему, достаточно ли этого для полноценного мониторинга?

- Существуют три уровня наблюдений, которые, полагаю, будут способствовать хорошему проведению предстоящих выборов. Первый – это ОБСЕ, которую вы считаете международной наблюдательской миссией, имея в виду наблюдателей БДИПЧ. Они представляют международные критерии наблюдения за выборами и будут находиться на нескольких сотнях избирательных участков. Они будут находиться на тех участках, которые, по их оценкам, наиболее важны, иначе говоря, на проблематичных участках. Ведь не все участки одинаковы. Полагаю, они (наблюдатели БДИПЧ/ОБСЕ) будут распределены на тех избирательных участках, где будут наиболее востребованы.

Далее, посольства, в том числе посольство США, надеются получить приглашение, чтобы послать на выборы наших собственных наблюдателей. И, наконец, мы встречались с представителями общественных организаций, гражданского общества, которые собираются организовать местную наблюдательскую миссию. Так что, на выборах будут присутствовать три категории наблюдателей, которые, по моему мнению, будут проводить разные миссии, и все они будут важны в вопросе содействия проведению свободных, справедливых и достоверных выборов.

- Полагаете, этого достаточно – местных и международных наблюдателей вместе взятых?

- Это еще нужно посмотреть. Мы надеемся и ожидаем, что выборы будут проведены в соответствии с Избирательны кодексом. И наблюдатели проявят определенную гибкость в вопросе того, где они проводят наблюдения. У них разные роли. БДИПЧ должен выступить с публичной оценкой общей картины проведения выборов. Перед нашими наблюдателями такая задача (опубликование общей картины) не стоит. Цель нашего наблюдения иная: получить непосредственную, объективную картину выборов, что позволит нам иметь собственную информацию при контактах с нашими местными партнерами – властями, общественными организациями и оппозиционными партиями, и улучшить наши будущие программы поддержки, сделать их более целенаправленными.

Проводя международную наблюдательскую миссию, посольство США не имеет цели выступить с публичным заявлением, оценивая, соответствовали выборы критериям, или нет. Возвращаясь к вопросу о достаточности числа наблюдателей, скажу, что практически прилагаются все усилия в вопросе присутствия и международных, и местных наблюдателей. И, да, я надеюсь и ожидаю, что наблюдатели выполнят свою миссию.

- В последние дни в политической жизни Армении большой ажиотаж вызвал и законопроект о режиме чрезвычайного положения, после принятия которого армия уже на законных основаниях сможет вмешиваться во внутренние дела. Оппозиционеры, как и эксперты, уже говорят, что это делается именно для поствыборного периода, и не исключают возможности новых «1 марта». Что скажете по этому поводу?

- Полагаю, не только во время всего предвыборного периода, не только в день выборов, а также в очень чувствительный поствыборный период важно, чтобы было обеспечено право на свободу собраний, чтобы все, кто хочет высказать свое мнение об избирательных процессах и проводимых выборах, будь то гражданское общество или партии, имели возможность мирно и публично высказать свои точки зрения.

Мы надеемся и ожидаем, что в Армении будет обеспечено право на свободу собраний в общественных местах, чтобы гражданское общество, партии и наблюдатели могли высказать свои точки зрения. Для этого, несомненно, необходимо, чтобы правоохранительные органы адекватно реагировали на гражданские демонстрации и действовали в соответствии с законом и правом людей на свободу собраний, чтобы люди могли мирно и без давления извне высказать свое мнение.

Перевод: www.1in.am