"За" и "против": по-русски и по-шотландски

Первый министр шотландского правительства Алекс Салмонд

Российские блогеры снова вернулись к теме митингов. Поводом послужило изменение маршрута намеченного на 23 февраля шествия сторонников кандидата в президенты Владимира Путина. Изначально планировалось пройти по Тверской, однако московская мэрия предложила другой маршрут и попросила вдвое сократить количество участников. В "Ежедневном журнале" член оппозиционного движения "Солидарность" Александр Рыклин пишет:

Моя гипотеза, что 23 февраля никакого двухсоттысячного пропутинского марша по Тверской улице с последующим митингом на Манежной площади не случится, оказалась верна. А какой феерический сценарий, говорят, подготовил нам предвыборный штаб премьера под руководством режиссера Говорухина! Ходят слухи, будто большую часть пути во главе колонны должна была идти Надежда Бабкина с национальным лидером на руках. А Говорухин с Табаковым бросали бы им под ноги лепестки роз и пели торжественные гимны на древнегреческом… Увы, ничего столь прекрасного мы не увидим. Потому что московская мэрия отказалась согласовать это мероприятие.
Понимаете? Мэрия не удовлетворила заявку Народного фронта и путинского предвыборного штаба о проведении шествия в центре Москвы. Потому что это «парализует город»… Вся эта бодяга со столь шумно анонсируемым мероприятием вселенских масштабов — чистой воды блеф, гэбистская разводка и мистификация, затеянная с единственной целью — дать возможность мэрии продемонстрировать собственную принципиальность. Дескать, забота городского начальства о москвичах достигла такого уровня, что они ради любимых горожан готовы и с Путиным воевать. Кто же теперь попеняет мэрии на отказ оппозиционерам провести митинг 5 марта, скажем, на Лубянке? Да вы что, граждане, какая Лубянка? Мы же самому… сами знаете кому… отказали. Надо быть последовательными.

Slon.ru обратил внимание на то, как похожи акции, надписи на плакатах и баннерах у тех, кто "за" и "против". Речь не о смысле, а об исполнении. Большую изобретательность демонстрируют сторонники движения "За честные выборы", хотя и оппозиция иногда использует идеи путинских сторонников:

В воскресенье, 29 января по Садовому кольцу в Москве прошел автопробег в поддержку митинга 4 февраля и шествия «За честные выборы». Очевидцы сообщают о нескольких тысячах автомобилей с белыми лентами, шарами и бумагой… «Сеть сторонников Путина» заявила о готовности провести 18 февраля ночной автопробег в поддержку кандидата в президенты Владимира Путина.
26 октября в интернете в открытом доступе была выложена почта блогера Алексея Навального. 2 февраля хакерами Anonymous в интернет была выложена почта руководителя Росмолодежи Василия Якеменко общим объемом 16 ГБ.
Баннер "Путин, уходи!" появился на одном из зданий около Кремля 1 февраля. На вопрос, почему предложение премьер-министру было вывешено напротив Кремля, а не Белого дома, организаторы акции ответили философски – все равно все понимают, кто тут главный. 15 февраля ряд блогеров выложили ссылку на баннер ровно противоположного содержания: неизвестные призывали Владимира Путина поскорее вернуться в Кремль. И так далее.

***
Англоязычных блогеров волнует намерение Шотландии отделиться от Великобритании. Это было одним из пунктов предвыборной программы победившей на последних выборах Шотландской национальной партии, и возглавляющий ее Алекс Салмонд собирается провести референдум по этому вопросу. Голосование предварительно намечено на 2014 год, но многие онлайн-комментаторы пишут о причинах, почему Эдинбургу не стоит стремится к независимости от Лондона. Дэниэл Грэбер напоминает об экономике:

Что вдохнуло новую жизнь в кампанию по обретению Шотландией независимости, так это обнаружение нефти неподалеку от ее берегов в Северном море. Произошло это в 1970 году, но о политической самостоятельности тут впервые заговорили в середине XIX века. Согласно подсчетам шотландского министерства финансов, благодаря найденному месторождению можно было бы получать в казну 1,6 триллиона долларов. А вот в докладе британского Национального института экономических и социальных исследований пишут, что Шотландия будет иметь непогашенную задолженность, если провозгласит независимость через два года, да еще "не имея никакой страховки на случай возникновения бюджетного дефицита". Способны ли запасы нефти у берегов Шотландии дать достаточное количество наличных денег, чтобы не возникли финансовые трудности, с которыми сейчас столкнулась еврозона? Это пока неизвестно.

Блогер Keep moving forward считает, что несмотря на объявление намерения о проведении референдума, не решена масса вопросов об отделении. Например, будет ли Шотландия монархией или республикой?:

В связи с независимостью Шотландии меня занимают несколько вещей. Какой статус обретет в новой стране Винздорская династия? Будет ли она считаться менее важной по сравнению, например, со Стюартами? Или шотландцы вообще отменят монархию, и станут республикой? А еще непонятен вопрос о вооруженных силах. Насколько я понимаю, британские военные дают присягу королеве, и все, кто ныне входит в шотландские полки и батальоны тоже клялись ей в верности. Что будет с ними после обретения независимости?

Самих шотландцев волнуют совсем другие вещи: они верят, что если сами смогут определять свою судьбу, то сложности им нипочем. Мнение Генри Хантера:

Шотландия и Великобритания никогда не были друзьями. Шотландия никогда не была членом королевства по своей воле. Стоит перестать решать эту шараду. Мы являемся частью умирающей системы, а потому выбираем между тем, чтобы разойтись и надеяться, что каждого из нас ожидает лучшее будущее, и тем, чтобы продолжать подчиняться партии, которая не имеет влияния в нашей Стране. Никто не знает, что произойдет, если Великобритания по каким-то причинам распадется, а кто говорит, что ему заранее это известно – грязный лгун, заранее примкнувший к лагерю тех, кто "против". В нашей Стране у него нет никакого влияния. Если бы меня спросили, стоит ли Шотландии быть свободной от Великобритании, да еще и дали листок бумаги, чтобы я мог это зафиксировать, у меня бы не хватило сил написать "нет". И вовсе не из-за какого-то испытываемого шотландцами по отношению к Англии чувства, нет. Мне просто хочется, чтобы моей страной управляли люди, которым она не безразлична.

Радио Свобода