Президент Нагорного Карабаха Бако Саакян дал эксклюзивное интервью Радио Азатутюн.
Вопрос: Перед встречей в Казани в экспертных и даже во властных кругах высказывались надежды, что Азербайджан и Армения вот-вот должны подписать, принять эти предложения. Но этого не произошло. Был ли этот результат встречи для Вас ожидаемым?
Ответ: Мы перед каждой встречей, будь то последняя или предыдущая, имеем практически одного рода ожидания, потому что мы надеемся, что в ходе очередных встреч стороны придут к согласию, благодаря чему Арцах продолжит свое участие в переговорном процессе. Мы неоднократно заявляли, что приветствуем усилия международного сообщества, направленные на урегулирование нагорно-карабахского конфликта мирным путем. И Казанская встреча не стала исключением. У нас были те же ожидания. И на данный момент у нас есть определенная удовлетворенность, особенно в связи с тем, что сопредседатели Минской группы в своих заявлениях отмечают, что окончательное урегулирование будет невозможно без участия Республики Арцах. И мы ожидали, что во время последней встречи будут достигнуты более четкие договоренности именно по обеспечению участия Арцаха в переговорном процессе. У нас есть определенные сведения о последней встрече, и как это часто бывало, к сожалению, во время этой последней встречи Азербайджан вновь занял позицию, которая не способствовала приближению переговоров к полноценному формату. Но все равно, мы по-прежнему надеемся и считаем, что придет день, когда мы примем участие в переговорном процессе.
Вопрос: А если бы Азербайджан продемонстрировал конструктивный подход и в Казани был бы подписан предлагаемый документ? Он предусматривает также возврат территорий. Согласны ли Вы со всем этим?
Ответ: Поскольку сопредседатели констатируют, что без Нагорного Карабаха трудно достичь какого-либо окончательного соглашения, то это означает, что любое решение должно быть принято только и только при участии Арцаха. Мы ожидаем, что на начальном этапе будет восстановлен переговорный формат, в котором Арцах получит возможность участвовать и тогда мы сможем выразить нашу точку зрения. На данный момент мы далеки от стадии принятия решений. Мы находимся на стадии, когда Республика Армения предпринимает серьезные усилия, чтобы Арцах стал участником переговоров. Мы всегда отмечаем, что готовы обсуждать с Азербайджаном любой вопрос. И дай Бог, чтобы это время пришло. Так что, на данный момент любое соглашение носит промежуточный характер.
Вопрос: На ваш взгляд, какие развития ожидаются в переговорном процессе, каких шагов вы ожидаете от стран-посредниц?
Ответ: Мы глубоко убеждены, что страны-посредницы искренни в своих проявлениях. И за эти годы мы убедились, что международное сообщество и особенно сопредседатели выполняют работу, которая направлена на обеспечение относительного мира и достижение окончательного мира. Мы вообще не скрываем, что эта ситуация, этот относительный мир был достигнут также благодаря странам-сопредседательницам, за что, считаю, и армянская сторона, и Азербайджан должны быть благодарны, потому что этот относительный мир намного предпочтительнее, чем какие-либо военные действия. И я думаю, что сопредседатели продолжат свои усилия и проделают определенную дополнительную работу для сохранения этой ситуации.
Вопрос: Считаете ли вы возможным подписание какого-либо документа между Арменией и Азербайджаном в ближайшем будущем, в ближайшие месяцы?
Ответ: За эти последние годы мы все имели возможность убедиться, что армянская сторона, исходя из своей ответственности перед международным сообществом и своей заинтересованности, пытается проявить конструктивный подход в любой форме, содействуя и сохранению мирного процесса, и доведению этого процесса до логического завершения. К сожалению, сегодня в лице Азербайджана мы имеем участника переговорного процесса, который не прекращает придерживаться своей неконструктивной позиции и совершать неконструктивные шаги в этих переговорах, что, по нашему мнению, является основным препятствием во всем процессе. К этой позиции прибавились также воинственные заявления, и эта политика не вписывается в рамки шагов, предпринятых международным сообществом. Следовательно, такой подход и такое участие являются основным препятствием. Мы призываем сопредседателей и международное сообщество изменить свое отношение к Азербайджану, и, почему бы и нет, в случае необходимости призвать к принудительным шагам, что будет способствовать продолжению переговоров, пусть даже и в таком искаженном формате. На этом этапе Азербайджан нужно призвать к проявлению более сдержанной политической культуры.
Вопрос: Насколько серьезны участившиеся угрозы Азербайджана? Беспокоят ли эти угрозы руководство Нагорного Карабаха?
Ответ: Это должно беспокоить не только Республику Арцах и народ Арцаха. Эти угрозы по своей сути направлены не только против безопасности Арцаха или армянской стороны. Они носят террориcтический характер, а значит должны беспокоить весь цивилизованный мир. В этом плане я считаю, что эти угрозы в равной степени относятся как к армянской стороне, как к Арцаху, так и к международному сообществу. Каждый день политические власти Азербайджана выступают с угрозами, которые сопровождаются конкретными милитаристскими действиями. Мы обеспокоены, так же как и мы должно быть обеспокоено и международное сообщество. В рамках такой политики мы обязаны учитывать и не исключать, что Азербайджан в один прекрасный день может перейти от этих слов к делу. Следовательно, мы в своей работе исходим из этих реалий.
Вопрос: - Готовы ли Вы полностью к военному сценарию?
Ответ: Конечно. Мы, будучи глубоко убеждены, что этот вопрос должен быть решен мирным путем, в то же время обязаны думать с учетом поведения нашего соседа и озвученных им заявлений. Мы обязаны обеспечить безопасность нашей страны, чтобы население страны в этих условиях относительного мира могло организовывать свой быт.
Вопрос: В экспертных кругах все больше укрепляется и распространяется точка зрения, согласно которой вероятность войны неуклонно растет. Разделяете ли вы это мнение?
Ответ: Эти эксперты в основу своей точки зрения ставят как раз политику, проводимую Азербайджаном. Когда в какой-то стране говорят, что если не сегодня, то завтра решат проблему при помощи оружия, эти эксперты имеют право прийти к такому заключению. Мы проводим очень серьезную работу, чтобы избежать возможных военных действий. Я считаю, что этот конфликт не ограничен интересами одних лишь Армении, Арцаха и Азербайджана. Цивилизованный мир сегодня имеет свои требования, особенно в нашем регионе. Я не рассматриваю нашу деятельность в ключе радикальной политики, наоборот, мы должны сделать все, чтобы снизить создавшееся напряжение и попытаться разобраться в наших отношениях с применением других инструментов».
Вопрос: Какова Ваша оценка обсуждаемого документа?
Ответ: Руководство Армении неоднократно заявляло, что эти принципы являются основой переговоров. Следовательно, мы тоже приветствуем любое предложение, которое может послужить основой переговоров. Мы считаем, что сегодняшний документ не может быть отвергнут нами, если он позволяет вести переговоры. Если сопредседатели Минской группы ОБСЕ предлагают документ ( а сегодня говорится о «Мадридских принципах»), который дает возможность вести переговоры, это еще не говорит о согласии сторон. Руководство Армении многократно заявляло, что речь идет о документе, вокруг которого ведутся переговоры. Завтра, если будут этот и другие документы, которые дадут Арцаху возможность вести переговоры, мы, конечно, будем приветствовать это. Потому что документ еще не означает ультиматум.
Вопрос: То есть, если Армения и Азербайджан завтра подпишут документ по основным принципам, у вас проблем не возникнет?
Ответ: Мы всегда отмечаем, что благодарны Республике Армения за ее деятельность в переговорном процессе, но добавляем также, что в этих рамках невозможно прийти к определенным соглашениям, поскольку необходимо участие Арцаха в этих обсуждениях. Это подчеркивает и президент Армении. Сейчас стороны ведут работу, которая должна позволить Арцаху участвовать в этом процессе. Об этом также заявил президент Армении. И я считаю это честно позицией, подходом, который полностью соответствует характеру проблемы.