Обзор прессы за 22 марта

Первый президент Армении Левон Тер-Петросян объяснил газете «Айкакан жаманак», почему во время митинга 17 марта на площади Свободы он не подошел и не поприветствовал лидера партии «Наследие» Раффи Ованнисяна. «Потому что это противоречит моим христианским принципам. Для меня христианство, помимо религии и даже более того, является моральным кодексом. А этот кодекс принципиально отрицает выставление напоказ христианских добродетелей: благочестия, милосердия, смирения, кротости, благотворительности, в том числе и соблюдения поста. Когда добродетель выставляется напоказ, она уже перестает быть таковой. В частности, о посте один из авторитетнейших отцов Армянской церкви Ованнес Мандакуни еще в 5-м веке сказал следующее: «Сатана губит как того, кто держит пост, так и сам пост, когда человек ставит себя выше других и желает, чтобы о его воздержании трубили, чтобы другие люди знали и восхищались его стойкостью. Такой пост не очищает и не оправдывает, а оскверняет и губит». При желании можно привести сотни таких примеров из армянской и мировой церковной библиографии. Как бы то ни было, если бы Раффи Ованнисян вместо демонстративного поста объявил голодовку с конкретными политическими требованиями, я не только приветствовал бы его, но и заявил о полной поддержке», заявил газете Тер-Петросян.

Газета «Айоц ашхар» пишет: «Это та площадь, на которую первым вступил Раффи Ованнисян. Это та площадь, на которую вторым вступил Тер-Петросян. Это та площадь, на которую третьим вступил Тигран Карапетян... Да, следует считать, что новейшая история площади Свободы начинается с 15 марта, когда на нее вступил лидер партии «Наследие», который и сегодня продолжает голодовку, названную им «Постом свободы». Два дня спустя, 17 марта, площадь «отвоевал» Армянский национальный конгресс. А вчера в сопровождении нескольких сотен своих сторонников на площадь вступил лидер Народной партии Тигран Карапетян. Начало новейшей истории площади славно именно тем, что демонстрирует взаимоотношения лидеров, вступивших на нее в разные дни и «независимо друг от друга», а также обусловленные этим дальнейшие «развития». Проблема объединения или необъединения оппозиции также становится здесь «предметной» в связи с вступлением лидеров на площадь. Одним словом, начало новейшей истории площади чудесно - от голодной смерти до песен и плясок».

В статье под заголовком «Преувеличенные перспективы» аналитик газеты «Жаманак» пишет: «Судя по всему, становится ясно, что грядущие политические процессы в Армении будут развиваться в рамках треугольника - власть, Армянский национальный конгресс (АНК) и третий полюс, который очерчивается сейчас. Речь идет о полюсе Тигран Карапетян, «Дашнакцутюн» и «Наследие». Это, пожалуй, исходит из интересов власти, поскольку как бы ни была оппозиция в Армении согласна с правилами шахматной игры и как бы власть ни шла ей навстречу, все же нет той политической системы, которая бы согласилась остаться в одиночку против сильной оппозиции. Вот почему сколько бы власть ни сидела за шахматным столом с АНК, все равно попытается не соблюдать эти правила до конца и вовлечь третью сторону. Заметно, что в данном случае может возникнуть гармония между «третьим полюсом» и интересами власти, которая может привести к взаимно синхронным действиям. Не секрет, что между этим третьим полюсом и АНК существуют проблемы. Здесь я вовсе не хочу обсуждать объективность и субъективность этих проблем, обсуждать, кто прав, кто виноват. Я всего лишь констатирую факт, что существуют проблемы, и в этом смысле интерес этих сил определенным образом вступает в гармонию с интересом власти».

«До парламентских выборов остался ровно год. Власть в поте лица убеждает, что серьезно пересматривает Избирательный кодекс, организует общественные обсуждения, выражает умные идеи, заверяет в решении накопившихся проблем. Оппозиция же продолжает требовать проведения внеочередных парламентских и президентских выборов, - в редакторской колонке пишет газета «Еркир». - И в таких условиях в Армавире были организованы очередные общинные выборы, которые вновь прошли по ставшему привычным с 1995 года позорному сценарию. Эти выборы опять доказали, что намерения власти провести справедливые выборы дальше заявлений не идут. Выборы в Армавире могли бы стать для властей прекрасным поводом для того, чтобы воплотить слово в дело, однако эта возможность вновь была упущена. Оппозиция же заявляет о необходимости посредством выборов изменить ситуацию, однако не предпринимает соответствующих шагов, чтобы превратить митинговую воодушевленность в выборные механизмы. А это потребует долгосрочной работы. Этот процесс не внушает никакой надежды на то, что через год мы будем иметь нормальные выборы, и что более важно, цивилизованный поствыборный процесс».

Обозреватель газеты «Чоррорд инкнишханутюн» пишет: «В то время как премьер-министр Тигран Саргсян в сопровождении огромной делегации произносил в Бельгии умные речи, надеясь «подцепить» новые кредиты, в Армении люди пытались понять, какова же ситуация в стране - тяжелая, ужасно тяжелая или же еще есть шансы на спасение? Дело в том, что наша национальная статистическая служба больше не публикует ежемесячные показатели валового внутреннего продукта. Вместо этого власти решили публиковать «индекс экономической активности». Естественно, никто толком не понимает, что это, но в любом случае звучит красиво».