Amnesty International: «В Армении нарушители прав человека к ответственности не привлекаются»

Международная правозащитная организация Amnesty International опубликовала доклад 2010 года.
В той части доклада, которая посвящена Армении, говорится, что виновные в нарушениях прав человека по-прежнему не привлекались к ответственности. Свобода слова ограничивалась, происходили нападения на журналистов. Так и не был отменен запрет на проведение демонстраций в центре столицы, введенный в марте 2008 года во время чрезвычайного положения. Меры по защите женщин и девушек от насилия не отвечали международным стандартам. Правительство не смогло предложить настоящей альтернативы военной службе.

В разделе «Краткая справка» Amnesty International отмечает, что 19 июня Национальное Собрание объявило амнистию арестованным в связи с событиями, произошедшими в марте 2008 года. Амнистия распространялась на лиц, которых не обвиняли в насильственных преступлениях, и лишь тех, кого приговорили менее чем к пяти годам лишения свободы. Тем, кто не попал под амнистию, вдвое уменьшили сроки заключения.

Amnesty International отмечает, что удалось достичь определенного прогресса в армяно-азербайджанских переговорах. Нагорный Карабах представлен в докладе как анклав на территории Азербайджана, который населен преимущественно армянами и который отделился от Азербайджана в результате войны 1990 года. 2 ноября в Москве Армения и Азербайджан подписали совместное соглашение, направленное на решение спора в рамках международного права, отмечает Amnesty International.

В разделе «Безнаказанность» правозащитная организация пишет, что в октябре четверым сотрудникам полиции предъявили обвинения в применении силы к обычным гражданам во время демонстраций 1 марта 2008 года. По состоянию на конец года не велось никакого независимого расследования утверждений о применении силы полицией во время мартовских событий 2008 года. В июне 2008 года была создана специальная парламентская комиссия для расследования событий, однако она, согласно Amnesty International, так и не приступила к работе из-за отказа оппозиции от участия в ней. В июне 2009 года президент своим указом распустил Группу по сбору фактов, куда входили представители различных политических фракций, а также представители Защитника прав человека.

В мае было закрыто дело о стрельбе по правозащитнику Микаэлу Даниэляну на основании того, что стрелявший якобы действовал в порядке самообороны. В мае 2008 года в Микаэла Даниэляна выстрелил в упор из пневматического оружия бывший лидер проправительственной Прогрессивной партии Армении. Правозащитные организации выразили озабоченность в связи с тем, что прокуратура не приняла во внимание показания ключевых свидетелей. Микаэл Даниэлян обжаловал данное решение, однако по состоянию на конец года решение по его ходатайству принято не было.

В разделе «Свобода слова» Amnesty International обращается к делу Аргишти Кивиряна. 30 апреля группа неизвестных жестоко избила юриста и журналиста Аргишти Кивиряна неподалёку от его дома в Ереване. По имеющейся информации, нападавшие избили его палками и стреляли в него. Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ призвал власти провести расследование инцидента и выразил озабоченность тем, что случаи насилия над журналистами не расследуются, что способствует атмосфере безнаказанности.

Согласно докладу Amnesty International, религиозная организация «Свидетели Иеговы» в Армении подвергаются дискриминации. Правозащитная организация пишет, что альтернативная гражданская служба по-прежнему находилась под контролем военных. Сознательным отказчикам приходилось носить военную форму; они подвергались дисциплинарным взысканиям со стороны военной прокуратуры и не имели права собираться для молитвы. По состоянию на 1 ноября приговор к 2-3 годам лишения свободы за отказ от прохождения военной службы по убеждениям отбывал 71 свидетель Иеговы.

В октябре Европейский суд по правам человека постановил, что приговор к 2,5 годам лишения свободы, вынесенный Ваану Баятяну за отказ от прохождения военной службы по религиозным соображениям, не являлся нарушением его права на свободу совести и вероисповедания. Суд постановил, что «ни одна из статей Конвенции не гарантирует право на сознательный отказ». В настоящее время Ваан Баятян обжалует это решение в Большой палате.