«Если до недавних пор представители различных стран и международных организаций избегали употребления в отношении Армении термина «политзаключенный», заменяя его определением этого понятия, то сейчас произносят этот термин прямо и однозначно», - подчеркнул первый президент Армении Левон Тер-Петросян, выступая во вторник на митинге оппозиции в Ереване.
«Несомненно, это, с одной стороны, является результатом упорной и последовательной борьбы Армянского национального конгресса и в вашем лице всего нашего народа, а с другой стороны, это предостережение Сержу Саргсяну, призванное предотвратить его возможные колебания и уклонение в вопросах армяно-турецких отношений и урегулирования карабахского конфликта», - отметил Тер-Петросян.
Другим примечательным явлением, по его словам, стала «беспрецедентная паника и вследствие этого начавшаяся внутренняя грызня и процесс самоуничтожения, которые заметны во властном лагере».
«Разбойничье государство имеет две очевидные причины для паники: первая, совершенная неспособность выправить положение в экономике и осознание угрозы нарастающей волны социального недовольства, вторая - надвигающаяся реальность катастрофической развязки в карабахском урегулировании», - сказал он.
«Вопреки кажущейся актуальности, на данный момент бессмысленно и излишне говорить об урегулировании армяно-турецких отношений, поскольку оно, на чем мы неоднократно настаивали с октября 2008 года, зависит исключительно от решения карабахской проблемы или, точнее, от существенного прогресса в процессе карабахского урегулирования. А под понятием «существенный прогресс», согласно консенсусу, достигнутому между сопредседателями Минской группы, сегодня понимается не что иное, как непосредственный возврат 5 районов Азербайджану, при этом, другие принципиальные вопросы, такие как размещение миротворческих сил или наблюдателей, режим Лачинского коридора и окончательный статус Карабаха, остаются неопределенными, - заявил первый президент, разъяснив. – То есть, армянская сторона идет на значительную, можно сказать, материальную уступку, получая взамен лишь пустые, ничем не гарантированные обещания, если, конечно, не брать в расчет частичное разблокирование коммуникационных путей и открытие армяно-турецкой границы».
«Много говорится о предоставлении промежуточного статуса Карабаху после возвращения территорий в качестве почти равноценной компенсации армянской стороне. Его суть, по-видимому, просто заключается в том, что непризнанные власти Карабаха впредь будут считаться признанными», - убежден Левон Тер-Петросян.
«А то дополнительное обстоятельство, что Турция и Азербайджан также весьма заинтересованы в этом вопросе, а также официальное согласие последнего на так называемые «обновленные Мадридские предложения», разработанные странами-сопредседателями, еще больше осложнили и без того сложное положение армянской стороны», - заявил бывший президент.
«Следовательно, Серж Саргсян стоит перед тяжелейшим, если не сказать судьбоносным выбором: либо подписать предложенное соглашение, что вызовет гнев собственного народа, либо с целью затянуть время отвергнуть его, тем самым, вызвав раздражение международного сообщества, - заявил Тер-Петросян. «Парадокс ситуации заключается в том, что в обоих случаях он, несомненно, потеряет власть. В случае подписания его свергнут внутренние силы, в том числе бывшие и нынешние партнеры по коалиции, а в случае отказа – международное сообщество, с использованием собранного на него компромата, начиная с фальсифицированных выборов и уязвимой легитимности и заканчивая бойней 27-го октября и 1-го марта, политическими преследованиям, персональной коррумпированностью и неподобающими хобби», - добавил он.
«Несмотря на то что в обоих случаях результат будет одинаковым - неизбежная потеря власти», по мнению бывшего президента, «Серж Саргсян предпочтет не отвергнуть, а подписать предложенный документ, и вскоре, вольно или невольно, поднесет Азербайджану на блюдечке затребованные Минской группой в почти ультимативной форме пять районов». «Потому что в этом случае он может быть уверен, что получит от международного сообщества, если не гарантии сохранения власти, то, по крайней мере, гарантии личной неприкосновенности и владения имуществом, вплоть до присуждения ему Нобелевской премии и предоставления политического убежища, что исключено в противном случае», - отметил Тер-Петросян.
Напомнив мысли, выраженные им в речи на митинге 18 сентября 2009 года, а именно: «ход событий был бы совершенно иным, если бы руководство Нагорного Карабаха, откликнувшись в свое время на сигнал Конгресса, встало на защиту своего статуса как стороны конфликта, установленного решением Будапештского саммита ОБСЕ, и запретило властям Армении выступать от своего имени», «в плане изменения неблагоприятного хода урегулирования Карабахской проблемы большее значение имела бы отставка Сержа Саргсяна, восстановление в Армении конституционного строя и формирование легитимной власти» и «смена власти - это единственный способ оказать решающее влияние на нынешний процесс карабахского урегулирования и предотвратить его опасные последствия», Тер-Петросян заявил: «Хотя с того выступления прошло более полугода, Армянский Национальный Конгресс и теперь считает, что другого пути для хотя бы частичного исправления ситуации нет».
Касаясь публикаций в прессе, «согласно которым, Роберт Кочарян на состоявшейся в Париже встрече потребовал от Сержа Саргсяна назначить его премьер-министром, а затем подать в отставку и, тем самым, расчистить ему путь к президентскому креслу», лидер Армянского национального конгресса отметил: «По всей видимости, к этому плану, [помимо бывшего министра иностранных дел Вардана Осканяна], причастны также партии «Дашнакцутюн», «Процветающая Армения» также «Дашнакцутюн», «Процветающая Армения» и председатель Национального собрания со своим окружением.
Тем не менее, по словам Тер-Петросяна, «мечта Кочаряна обречена на то, чтобы остаться неисполненной, поскольку, во-первых, Серж Саргсян никогда добровольно его премьер-министром не назначит, а, во-вторых, даже если в силу обстоятельств он и будет вынужден назначить, то международное сообщество этого не потерпит, и прежде чем самый молодой пенсионер пройдет путь от премьер-министра до президента, он предстанет перед Гаагским судом».
«Может возникнуть вопрос: зачем Кочаряну вновь становиться премьер-министром? Конечно, ему это было бы не нужно, если бы он был уверен, что Саргсян сможет удержаться на своем посту хотя бы до истечения президентского срока. Этой уверенности у него нет, и он страшится мысли, что, потеряв «крышу» Саргсяна, для создания которой он даже навлек на себя ответственность за пролитую кровь десяти человек, он лишится не только колоссального имущества, приобретенного за годы своего правления, но и предстанет перед правосудием. Этот страх он лихорадочно пытается передать главарям криминально-олигархической системы… Однако не думаю, что эти психиатрические сеансы найдут отклик в тонких душах знаменитых армян», - заявил первый президент.
«Таким образом, с какой стороны ни посмотреть, насквозь прогнивший корабль бандитского государства у всех на глазах идет ко дну. Задача состоит в том, чтобы преступный режим не утянул за собой на дно Карабах и Армению», - отметил Левон Тер-Петросян.
«В этой тонкой ситуации нашу роль мы видим в том, чтобы не усугублять проблемы еще более, не способствовать усилению внешнего давления, уберечь страну от потрясений - одним словом, контролировать или свести к минимуму ущерб (damage control), какими бы безучастными ни оставались власти к нашему искреннему стремлению достигнуть национальной солидарности с целью противостояния вызовам, стоящим перед Арменией и Карабахом», - заявил первый президент.
Выступлению Левона Тер-Петросяна предшествовали выступления примкнувших к митингу президента Международной федерации прав человека Суэр Белассен и других участников конгресса федерации.
В своей речи Белассен произнесла термин «политзаключенный», призвав «освободить политзаключенных», а также по-армянски скандировала «азатутюн» («свобода»).
Президент французской лиги защиты прав человека Жан-Пьер Дюбуа заявил, что Франция солидарна с армянским народом как в вопросе признания геноцида, так и в вопросе свободы.
Иранская правозащитника, лауреат Нобелевской премии мира Ширин Эбади добавила, что сама была политзаключенной и очень хорошо знает, что это такое.
После выступлений они ушли под аплодисменты демонстрантов.
Митинг завершился шествием, участники которого прошли по главным улицам Еревана до Северного проспекта.
Очередной митинг оппозиции намечен на 16 апреля.
Другим примечательным явлением, по его словам, стала «беспрецедентная паника и вследствие этого начавшаяся внутренняя грызня и процесс самоуничтожения, которые заметны во властном лагере».
«Разбойничье государство имеет две очевидные причины для паники: первая, совершенная неспособность выправить положение в экономике и осознание угрозы нарастающей волны социального недовольства, вторая - надвигающаяся реальность катастрофической развязки в карабахском урегулировании», - сказал он.
«Вопреки кажущейся актуальности, на данный момент бессмысленно и излишне говорить об урегулировании армяно-турецких отношений, поскольку оно, на чем мы неоднократно настаивали с октября 2008 года, зависит исключительно от решения карабахской проблемы или, точнее, от существенного прогресса в процессе карабахского урегулирования. А под понятием «существенный прогресс», согласно консенсусу, достигнутому между сопредседателями Минской группы, сегодня понимается не что иное, как непосредственный возврат 5 районов Азербайджану, при этом, другие принципиальные вопросы, такие как размещение миротворческих сил или наблюдателей, режим Лачинского коридора и окончательный статус Карабаха, остаются неопределенными, - заявил первый президент, разъяснив. – То есть, армянская сторона идет на значительную, можно сказать, материальную уступку, получая взамен лишь пустые, ничем не гарантированные обещания, если, конечно, не брать в расчет частичное разблокирование коммуникационных путей и открытие армяно-турецкой границы».
«Много говорится о предоставлении промежуточного статуса Карабаху после возвращения территорий в качестве почти равноценной компенсации армянской стороне. Его суть, по-видимому, просто заключается в том, что непризнанные власти Карабаха впредь будут считаться признанными», - убежден Левон Тер-Петросян.
«А то дополнительное обстоятельство, что Турция и Азербайджан также весьма заинтересованы в этом вопросе, а также официальное согласие последнего на так называемые «обновленные Мадридские предложения», разработанные странами-сопредседателями, еще больше осложнили и без того сложное положение армянской стороны», - заявил бывший президент.
«Следовательно, Серж Саргсян стоит перед тяжелейшим, если не сказать судьбоносным выбором: либо подписать предложенное соглашение, что вызовет гнев собственного народа, либо с целью затянуть время отвергнуть его, тем самым, вызвав раздражение международного сообщества, - заявил Тер-Петросян. «Парадокс ситуации заключается в том, что в обоих случаях он, несомненно, потеряет власть. В случае подписания его свергнут внутренние силы, в том числе бывшие и нынешние партнеры по коалиции, а в случае отказа – международное сообщество, с использованием собранного на него компромата, начиная с фальсифицированных выборов и уязвимой легитимности и заканчивая бойней 27-го октября и 1-го марта, политическими преследованиям, персональной коррумпированностью и неподобающими хобби», - добавил он.
«Несмотря на то что в обоих случаях результат будет одинаковым - неизбежная потеря власти», по мнению бывшего президента, «Серж Саргсян предпочтет не отвергнуть, а подписать предложенный документ, и вскоре, вольно или невольно, поднесет Азербайджану на блюдечке затребованные Минской группой в почти ультимативной форме пять районов». «Потому что в этом случае он может быть уверен, что получит от международного сообщества, если не гарантии сохранения власти, то, по крайней мере, гарантии личной неприкосновенности и владения имуществом, вплоть до присуждения ему Нобелевской премии и предоставления политического убежища, что исключено в противном случае», - отметил Тер-Петросян.
Напомнив мысли, выраженные им в речи на митинге 18 сентября 2009 года, а именно: «ход событий был бы совершенно иным, если бы руководство Нагорного Карабаха, откликнувшись в свое время на сигнал Конгресса, встало на защиту своего статуса как стороны конфликта, установленного решением Будапештского саммита ОБСЕ, и запретило властям Армении выступать от своего имени», «в плане изменения неблагоприятного хода урегулирования Карабахской проблемы большее значение имела бы отставка Сержа Саргсяна, восстановление в Армении конституционного строя и формирование легитимной власти» и «смена власти - это единственный способ оказать решающее влияние на нынешний процесс карабахского урегулирования и предотвратить его опасные последствия», Тер-Петросян заявил: «Хотя с того выступления прошло более полугода, Армянский Национальный Конгресс и теперь считает, что другого пути для хотя бы частичного исправления ситуации нет».
Касаясь публикаций в прессе, «согласно которым, Роберт Кочарян на состоявшейся в Париже встрече потребовал от Сержа Саргсяна назначить его премьер-министром, а затем подать в отставку и, тем самым, расчистить ему путь к президентскому креслу», лидер Армянского национального конгресса отметил: «По всей видимости, к этому плану, [помимо бывшего министра иностранных дел Вардана Осканяна], причастны также партии «Дашнакцутюн», «Процветающая Армения» также «Дашнакцутюн», «Процветающая Армения» и председатель Национального собрания со своим окружением.
Тем не менее, по словам Тер-Петросяна, «мечта Кочаряна обречена на то, чтобы остаться неисполненной, поскольку, во-первых, Серж Саргсян никогда добровольно его премьер-министром не назначит, а, во-вторых, даже если в силу обстоятельств он и будет вынужден назначить, то международное сообщество этого не потерпит, и прежде чем самый молодой пенсионер пройдет путь от премьер-министра до президента, он предстанет перед Гаагским судом».
«Может возникнуть вопрос: зачем Кочаряну вновь становиться премьер-министром? Конечно, ему это было бы не нужно, если бы он был уверен, что Саргсян сможет удержаться на своем посту хотя бы до истечения президентского срока. Этой уверенности у него нет, и он страшится мысли, что, потеряв «крышу» Саргсяна, для создания которой он даже навлек на себя ответственность за пролитую кровь десяти человек, он лишится не только колоссального имущества, приобретенного за годы своего правления, но и предстанет перед правосудием. Этот страх он лихорадочно пытается передать главарям криминально-олигархической системы… Однако не думаю, что эти психиатрические сеансы найдут отклик в тонких душах знаменитых армян», - заявил первый президент.
«Таким образом, с какой стороны ни посмотреть, насквозь прогнивший корабль бандитского государства у всех на глазах идет ко дну. Задача состоит в том, чтобы преступный режим не утянул за собой на дно Карабах и Армению», - отметил Левон Тер-Петросян.
«В этой тонкой ситуации нашу роль мы видим в том, чтобы не усугублять проблемы еще более, не способствовать усилению внешнего давления, уберечь страну от потрясений - одним словом, контролировать или свести к минимуму ущерб (damage control), какими бы безучастными ни оставались власти к нашему искреннему стремлению достигнуть национальной солидарности с целью противостояния вызовам, стоящим перед Арменией и Карабахом», - заявил первый президент.
Выступлению Левона Тер-Петросяна предшествовали выступления примкнувших к митингу президента Международной федерации прав человека Суэр Белассен и других участников конгресса федерации.
В своей речи Белассен произнесла термин «политзаключенный», призвав «освободить политзаключенных», а также по-армянски скандировала «азатутюн» («свобода»).
Президент французской лиги защиты прав человека Жан-Пьер Дюбуа заявил, что Франция солидарна с армянским народом как в вопросе признания геноцида, так и в вопросе свободы.
Иранская правозащитника, лауреат Нобелевской премии мира Ширин Эбади добавила, что сама была политзаключенной и очень хорошо знает, что это такое.
После выступлений они ушли под аплодисменты демонстрантов.
Митинг завершился шествием, участники которого прошли по главным улицам Еревана до Северного проспекта.
Очередной митинг оппозиции намечен на 16 апреля.