Ссылки доступа

Армения: горькое столетие...


Серж Саргсян и Владимир Путин. Ереван, 24.04.2015
Серж Саргсян и Владимир Путин. Ереван, 24.04.2015

Владимир Кара-Мурза-старший: В эти дни армянский народ вспоминает жертв массовых убийств в Османской империи. Со времени трагедии прошел ровно век. И сегодня в Армении и во многих странах мира, где живет армянская диаспора, прошли мемориальные акции в сотую годовщину начала репрессий в отношении армянского населения Оманской империи, в сотую годовщину начала геноцида.

Армения: горькое столетие – такова тема нашей сегодняшней беседы с историками и журналистами. У нас в студии – наш коллега Борис Туманов, журналист-международник. А на прямой связи с нами – Сергей Арутюнов, членкор Российской Академии наук, завотделом народов Кавказа Института этнологии и антропологии Российской Академии наук, и Аза Бабаян, наша коллега, работающая в Ереване.

Аза, расскажите, пожалуйста, как прошли сегодняшние траурные мероприятия в столице Армении.

Аза Бабаян: У нас, к сожалению, тут очень плохая погода. Был сильный ливень. Последнее большое мероприятие, которое было запланировано на площади Республики, - открытый концерт классической музыки, который должен был начаться по местному времени в 8 часов, он был отменен. Перенесли его в здание оперы, потому что шел ужасный ливень. И как любят говорить армяне: очень характерно, что почти каждый год 24 апреля в Ереване бывает сильный ливень. Какая бы ни была погода до этого, 24 апреля в Ереване очень холодно.

Владимир Кара-Мурза-старший: Давайте поговорим о том, как это было обыграно политически. Даже вопреки тому, что некоторые страны не признают это геноцидом, те, кто это признает, сочли нужным сегодня быть в Ереване.

Борис Туманов: Я думаю, что здесь сыграли роль, прежде всего, конечно, политические соображения. Если говорить об Олланде, допустим. Олланд не мог игнорировать эту дату, потому что Франция признает геноцид. И не будем забывать, что во Франции живет очень существенная армянская диаспора, которая играет достаточно важную роль и в политической, и в экономической жизни Франции. Естественно, игнорировать настроение своих соотечественников армянского происхождения Олланд не мог. Тем более что и Франция, и Армения еще со времен знаменитой книги "Сорок дней Муса-Дага"... ведь французы спасали армян, которые держали оборону против турецких войск, их эвакуировали.

Вот сейчас Турция - в пику геноциду - устроила 24 апреля торжества по случаю 100-летия битвы при Галлиполи, где потерпели поражение, в конечном итоге, войска Антанты.

Если говорить о Франции, то связи между Францией и Арменией достаточно прочные. Тем же, я думаю, можно объяснить и присутствие киприотов. В общем-то, они тоже страдают от турецкой политики, которая разделила остров надвое. И это как бы выражение солидарности. Сербы, я думаю, тоже приехали в память о тех битвах, которые они вели против турок за свою независимость, а иногда и просто за свое самосохранение.

Но я бы не преувеличивал значение присутствия глав иностранных государств на этом праздновании. Мне кажется, что геноцид, так же как и Холокост, - это явление, которое лежит вне каких-то политических соображений, политических маневров и так далее. Это – боль. И я доподлинно знаю, что в мире существуют миллионы, десятки миллионов людей, которые воспринимают боль армян, боль их памяти так же, как если бы это была их собственная боль. Причем независимо от того, разделяли ли их народы, скажем, как еврейский народ, такую же судьбу или нет. И мне кажется, что именно в этом и ценность того, что люди помнят об этой трагедии, люди сочувствуют жертвам этой трагедии, и многие из них делают многое для того, чтобы она не повторилась.

Но я закончу свою мысль, к сожалению, пессимистическим заключением. Когда сегодня я читаю сообщения, вижу кадры пыток, издевательств, бесчеловечных казней, которые проводит так называемое "Исламское государство" чуть южнее Армении, я понимаю, что ни геноцид, ни Холокост никого ничему не научили, к сожалению.

Владимир Кара-Мурза-старший: Сергей Александрович, почему 100 лет, прошедшие после геноцида, по-прежнему остро отзываются в сердцах уже четвертого поколения? Но правительства некоторых стран упрямо отказываются признать геноцид.

Сергей Арутюнов: Те страны, те правительства, которые отказываются признать геноцид, имеют на это свои политические соображения. Либо они заинтересованы в контактах и сотрудничестве с Турцией и хотят удалить какие-либо помехи на пути развития этого сотрудничества. И их мотивы нельзя оправдать, но можно понять – они очень существенно заинтересованы. Либо (и может быть, это чаще) потому, что в современном мире происходят разные геноцидальные преступления, ну, не такого масштаба, как тот геноцид, 100-летие которого сейчас отмечается, пусть и гораздо меньшего масштаба, но сопоставимые по размерам, по значимости этих стран.

Что такое геноцид? Это массовое убийство контингента, объединяемого национальными или расовыми чертами, по принципу происхождения. Но массовые убийства могут быть и по религиозным соображениям. То, что делают фанатики, лжемусульмане из так называемого ИГИЛ на Ближнем Востоке, нельзя назвать геноцидом, потому что гены здесь ни при чем. Но это убийство идеи, потому что убивают тех, кто не согласен с их искаженной, фальшивой версией ислама, противокоранической, потому что в Коране есть ряд заповедей, которые эти фанатики нарушают.

И очень типичная оговорка – сегодняшние события, действия называть "празднованием". Между прочим, эта оговорка, ну, не по Фрейду, но это оправданная оговорка. Потому что действительно мы, армяне, празднуем сегодня 100 лет нашего выживания, что за 100 прошедших лет нас не только не удалось уничтожить, но, более того, мы выросли в небольшое, но самостоятельное, гордое, преследующее свои собственные политические цели, успешно защищающее свои интересы государство. Конечно, перед этим государством стоит много трудностей, тем не менее, мы живем, выживаем, и не так уж плохо выживаем. Кроме того, та диаспора, которая произошла в результате этих зверств, этих преступлений, она тоже сумела не просто выжить, но и стать в ряде стран очень существенной, влиятельной и, главное, вносящей свой большой вклад во всякого рода прогрессивные начинания – научные, культурные, художественные, технические – какие угодно.

Владимир Кара-Мурза-старший: Давайте послушаем речь президента России Владимира Путина, который сегодня также был в Ереване.

Владимир Путин: Дорогие друзья! Уважаемые дамы и господа! Признателен президенту Армении Сержу Азатовичу Саргсяну за приглашение принять участие в сегодняшних траурных мероприятиях.

Мы искренне сопереживаем армянскому народу, испытавшему одну из самых страшных трагедий в истории человечества. Более полутора миллионов мирных людей были убиты, искалечены, а свыше шестисот тысяч – изгнаны из родных домов, подверглись массовым репрессиям. Были разрушены бесценные памятники архитектуры и духовные святыни, сожжены древние книги и бесценные рукописи.

События 1915 года потрясли весь мир, а в России были восприняты как собственное горе. Сотни тысяч беззащитных и потерявших кров армян, миллионы, получили убежище на территории России и были спасены.

Именно российская дипломатия добилась международного осуждения насилия над армянским народом. По инициативе министра иностранных дел Сергея Дмитриевича Сазонова Россия, Франция и Великобритания – президент Франции сейчас только что вспоминал об этом – в совместном заявлении прямо назвали произошедшее преступлением против человечества и цивилизации.

Отмечу, что отношения братских народов России и Армении всегда отличались особой духовной близостью и взаимной поддержкой. Так было и в ходе драматических событий столетней давности, и в годы Великой Отечественной войны, и во время разрушительного Спитакского землетрясения.

И сегодня мы скорбим вместе с армянским народом.

В сотнях российских городов, хочу это подчеркнуть, дорогие друзья, – в сотнях российских городов пройдет более двух тысяч поминальных мероприятий. В них примут участие не только представители многочисленной армянской общины России, насчитывающей около трех миллионов человек, но и десятки тысяч людей других национальностей.

Позиция России была и остается последовательной: мы всегда считали, что массовому убийству людей нет и не может быть никаких оправданий.

Россия является участницей и инициатором целого ряда международно-правовых актов, заложивших основу современному международному уголовному праву, в том числе Конвенции о предупреждении преступлений геноцида.

Мировое сообщество обязано делать все, чтобы трагические события прошлого никогда не повторялись, чтобы все народы могли жить в мире и согласии, не зная ужасов, к которым приводят разжигание религиозной вражды, агрессивный национализм и ксенофобия.

К сожалению, сейчас во многих регионах мира вновь поднимает голову и неофашизм, к власти рвутся радикальные националисты, набирает силу и антисемитизм, мы видим и проявления русофобии. Нужно задаться вопросом, почему это происходит и что является этому причиной. И при любом действии в критически важных регионах мира нужно прежде всего подумать о том, что будет дальше, подумать о последствиях.

Между тем, вспоминая трагические события минувших лет, дорогие друзья, мы должны с оптимизмом смотреть вперед, верить в идеалы дружбы, добрососедства и взаимовыручки, учиться доброте и согласию, умению уважать друг друга, уважать интересы друг друга. Только так можно сделать мир лучше, стабильнее и безопаснее.

Мы с вами, дорогие друзья. Спасибо вам за внимание.

Радио Свобода

XS
SM
MD
LG