Новым президентом ФИФА стал швейцарец Джанни Инфантино.
Выборы президента Международной федерации футбола стали завершением длинного и весьма муторного процесса. Некоторые называли этот процесс революцией в одной из самых могущественных спортивных ассоциаций, другие – более чем прозаичной сменой финансовых элит. А иные считали происшедшее масштабной борьбой с коррупцией среди футбольного чиновничества. Как бы то ни было, видимо, было в этой истории понемногу от всех трех вариантов.
Напомню, в 2015 году не обошлось без прокуратуры и прочих силовых органов – и швейцарских, и американских. Был арестован целый ряд деятелей, представлявших и собственно ФИФА, и континентальные футбольные ассоциации. Под серьезнейший удар попали две едва ли не самые влиятельные фигуры мирового футбола – Йозеф Блаттер, бывший тогда президентом ФИФА, и великий в прошлом футболист Мишель Платини, возглавлявший Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА). Им инкриминировали масштабную и, надо признать, нелепую аферу, в результате которой Платини получил от Блаттера 2 миллиона евро за некую консалтинговую услугу, – оказанную, во-первых, довольно давно, а во-вторых, оформленную не по закону. Такой очевидный коррупционный след явно вызывал сомнения – ведь Платини давно считался главным соперником Блаттера, и многие сразу сказали, что француза попросту "подставили". Но, как говорится, не хочешь быть подставленным – не подставляйся!
В итоге оба чиновника были отстранены от футбола на восемь лет (позднее смягчили до шести), и ФИФА пришлось устраивать внеочередные выборы своего главы. Пикантность заключалась в том, что незадолго до этого Блаттер выиграл выборы на пост президента ФИФА, а затем вдруг ушел со своего поста, сославшись на нездоровье. Следствие же по коррупционным делам еще идет полным ходом, и никто не даст гарантий, что и новоизбранный глава ФИФА через некоторое время опять не окажется, подобно Блаттеру и Платини, в неприятном положении. Слишком, повторяю, высокий пост на кону – и, соответственно, связанные с ним возможности.
Кто же претендовал на пост главного футбольного чиновника?
Инфантино пока не замечен в склонности к революциям, но нынешняя ситуация в мировом футболе требует радикальных мер, и возможно, новый шеф в итоге на них решится
Прежде всего, генеральный секретарь ФИФА Джанни Инфантино. Год назад он, наверное, и думать не мог о командных футбольных высотах, но со временем его амбиции резко возросли. Он был известен в основном как человек, проводящий жеребьевки турниров УЕФА, и считался правой рукой Платини.
Далее: член королевской семьи Иордании, принц Али бен аль-Хусейн – вице-президент ФИФА, оказавший сопротивление Блаттеру на последних выборах, но затем снявший свою кандидатуру. Его огромное состояние считается "страховкой" в вопросе коррупции: многие полагают, что деньги принцу Али просто не нужны.
Третий кандидат – тоже из Азии: президент Азиатской конфедерации футбола шейх Салман бен Ибрагим аль-Халифа. Он – член королевской семьи Бахрейна и, что важнее, заместитель председателя дисциплинарного комитета ФИФА. У аль-Халифы, следовательно, вполне могли оказаться под рукой некие скрытые от общественности "рычаги воздействия".
Были и еще два кандидата: советник президента ФИФА по борьбе с расизмом Токио Сексвале из ЮАР и француз Жером Шампань, бывший заместитель генерального секретаря ФИФА и сторонник лишения Катара права на проведение ЧМ-2022. Но эти фигуры считались явно "непроходными". Борьба в первом круге выборов развернулась между Инфантино и шейхом Салманом: первый набрал 88 голосов, второй – 85. Они и вышли во второй круг, где для победы надо был набирать больше половины голосов. Выборы сопровождались и политической акцией, устроенной противниками шейха Салмана у здания ФИФА. Его обвиняли в политических убийствах во время волнений 2011 года в Бахрейне. Кто знает, возможно, это и отразилось на итогах голосования. В итоге шейх Салман набрал 88 голосов, а Инфантино – 115. Он и стал девятым президентом ФИФА.
Победа Инфантино пока мало о чем говорит. Видимо, будет продолжена "линия Платини" – ведь чемпионат Европы в нынешнем году пройдет во Франции. Видимо, победа "европейской" линии тоже важна – до сих пор среди предыдущих президентов был лишь один неевропеец, Жоао Авеланж из Бразилии, не считая камерунца Исы Хайяту, который лишь "исполнял обязанности". Инфантино пока не замечен в склонности к революциям, но нынешняя ситуация в мировом футболе требует радикальных мер, и возможно, новый шеф в итоге на них решится. Впрочем, для этого ему сначала придется пережить и завершение коррупционного скандала, и завершение чемпионата Европы. До этого реформы и революции в футболе вряд ли начнутся.
Алексей Кузнецов – спортивный обозреватель Радио Свобода