Ссылки доступа

Грузия. Проникновение «Роснефти»


Новый год начинается в Грузии с крупного политического скандала. Грузинская оппозиция требует от властей страны аннулировать сделку между компанией Petrocas Energy Group, принадлежащей живущему в Москве бизнесмену Давиду Якобашвили, и "Роснефтью". В результате этой сделки "Роснефть" получила 49% акций Petrocas, которая, среди прочего, владеет стратегически важным нефтеналивным терминалом в городе Поти. Оппозиционеры утверждают, что "Роснефть" активно работает в Абхазии, поэтому сделка нарушает закон Грузии "Об оккупированных территориях". Тем не менее грузинские власти не спешат принимать радикальные решения, опасаясь обострения отношений с Москвой.

Petrocas Energy Group бизнесмена Давида Якобашвили по праву считается одной из наиболее успешных компаний, действующих в Грузии. Ей принадлежит стратегически важный нефтеналивной терминал в Поти и крупнейшая грузинская сеть автозаправочных станций. Именно поэтому сделка между Petrocas и "Роснефтью" о продаже 49% акций стала в Тбилиси настоящей сенсацией. Партия Михаила Саакашвили "Единое национальное движение" потребовала от властей немедленно аннулировать сделку на том основании, что "Роснефть" активно работает в Абхазии, нарушая тем самым грузинский закон "Об оккупированных территориях". Оппозиционеры считают очень опасным симптомом проникновение в Грузию гигантской российской компании, которая находится под "санкционным давлением" США и ЕС.

Давид Якобашвили
Давид Якобашвили

Практически никто из грузинских экспертов и политиков не верит, что столь крупная сделка могла быть осуществлена без согласования с Кремлем в условиях, когда Москва все более активно ищет новые пути сообщения с Арменией, недавно вступившей в Таможенный союз. Об этом в интервью РС заявил один из лидеров "Национального движения" Давид Дарчиашвили:

– "Роснефть" является звеном в политике Путина. Это не просто бизнес, но бизнес, подотчетный и служащий российской политике. Мы видим большой риск в том, что "Роснефть" будет представлена в Грузии на таком уровне. Причем мы не исключаем, что это только начало операции по овладению побережьем и коммуникациями нашей страны российскими властями.

– Какие шаги конкретно намерена предпринять оппозиция? В вашем заявлении говорится, что "Роснефть" нарушает закон "Об оккупированных территориях", но есть ли у вас какие-либо доказательства этого?

– Оппозиция может лишь требовать и апеллировать к общественному мнению, чтобы влиять на внутригрузинскую политику. У меня нет никаких оснований не доверять заявлениям о том, что "Роснефть" действительно работает в Абхазии, а это является прямым нарушением грузинского закона "Об оккупированных территориях". Грузинские власти должны действовать по закону и запретить функционирование "Роснефти" в Грузии, – считает Давид Дарчиашвили.

Владимир Путин и президент "Роснефти" Игорь Сечин
Владимир Путин и президент "Роснефти" Игорь Сечин

О крупнейшей за последние годы сделке Радио Свобода рассказал вице-президент Petrocas Energy Group Нико Мчедлишвили:

– Я подтверждаю, что "Роснефть" становится владельцем 49% акций Petrocas Energy Group, но контрольный пакет по-прежнему остается у бизнесмена Давида Михайловича Якобашвили, который живет в Москве и оттуда управляет компанией. Petrocas Energy Group принадлежит нефтеналивной терминал в порту Поти. Мы занимаемся переправкой нефтепродуктов, но не добываем нефть. Кроме того, нам принадлежит самая большая в Грузии сеть бензозаправочных станций, оперирующих под брендом Gulf. Есть, конечно, и другие активы, но я перечислил наиболее весомые из них.

– Как долго продолжались переговоры, почему, на ваш взгляд, "Роснефть" заинтересовалась этими активами?

– Переговоры шли с ноября 2013 года. Что касается того, почему "Роснефть" решила приобрести 49% акций – причина, судя по всему, в том, что она уже давно сотрудничает с Petrocas Energy Group. Именно через наши терминалы проходят нефтепродукты, которые переправляются затем в Армению. Именно поэтому, на мой взгляд, "Роснефть" и приняла такое решение.

– "Роснефть" – одна из крупнейших российских государственных компаний. Свидетельствует ли сделка, заключенная вами, о росте интереса российского бизнеса к Грузии, несмотря на разногласия, все еще сохраняющиеся в межгосударственных отношениях?

– Разумеется! Интерес растет, даже несмотря на политические разногласия и отсутствие дипломатических отношений между двумя странами. Посмотрим, как будут развиваться события, но я надеюсь, что активность "Роснефти" станет стимулом и для других российских компаний.

– Сумма сделки держится в секрете, но в тбилисской прессе промелькнуло сообщение о готовности "Роснефти" завладеть контрольным пакетом акций Petrocas Energy Group. Существует ли такая вероятность?

– Я не могу подтвердить эту информацию. На данный момент 51% акций остаются в руках господина Якобашвили.

– Оппозиция утверждает, что "Роснефть" нарушает закон Грузии "Об оккупированных территориях", поскольку работает в Абхазии. Значит, по их мнению, деятельность "Роснефти" в Грузии должна быть запрещена, а сделка с Petrocas аннулирована. Какова ваша позиция на этот счет?

Против сделки Petrocas и Роснефти активно выступает грузинская оппозиция, в первую очередь представители партии "Национальное движение" бывшего президента Михаила Саакашвили
Против сделки Petrocas и Роснефти активно выступает грузинская оппозиция, в первую очередь представители партии "Национальное движение" бывшего президента Михаила Саакашвили

– "Роснефть" и Petrocas Energy Group не нарушали законодательство Грузии. Акции Petrocas купила компания, которая действительно входит в группу "Роснефть", но она не оперирует на территории Абхазии, – сказал в интервью Радио Свобода вице-президент Petrocas Energy Group Нико Мчедлишвили.

Тем временем власти Грузии дают понять, что не намерены аннулировать сделку. Официальный аргумент звучит так: правительство не может вмешиваться в дела бизнеса и диктовать условия компаниям, одна из которых просто решила продать 49% акций другой. В таком ключе высказался, например, руководитель парламентской фракции правящей партии "Грузинская мечта" Георгий Вольский. Однако власти несколько лукавят, поскольку речь все-таки идет не о частной, а о государственной российской компании, причем попавшей под санкции Запада. Кроме того, если даже дочерняя компания "Роснефти", выкупившая пакет акций у Petrocas, не работает в Абхазии, сама "Роснефть" никогда не скрывала интереса к бывшей грузинской автономии. В случае желания грузинское правительство может найти аргументы для аннулирования сделки, но это стало бы публичной пощечиной Кремлю и концом потепления в российско-грузинских отношениях, начавшегося после смены власти в стране.

Радио Свобода

XS
SM
MD
LG