Ссылки доступа

Оппозиция скептически относится к проекту по борьбе с коррупцией


Министр юстиции Арпине Ованнисян представляет законопроект о борьбе с незаконным обогащением, 14 декабря 2016 г․
Министр юстиции Арпине Ованнисян представляет законопроект о борьбе с незаконным обогащением, 14 декабря 2016 г․

Правительство предлагает наказывать незаконно обогатившихся чиновников лишением свободы сроком до 6 лет. Соответствующий законопроект, однако, после принятия не будет иметь обратной силы.

Автор законопроекта, министр юстиции Арпине Ованнисян сегодня на внеочередном заседании парламента заявила, что документ касается тех чиновников, задекларированное имущество или денежные средства которых будут существенно отличаться от годового дохода.

«Осуществляющий производство орган несет бремя доказательства. Должностное лицо, несомненно, имеет право выбора, право хранить молчание, которое гарантируется по Конституции. Осуществляющий производство орган должен иметь достаточную совокупность доказательств, чтобы быть в состоянии продолжить производство уголовного дела, даже если должностное лицо хранило молчание», - заявила в парламенте министр юстиции.

Однако этот направленный на борьбу с коррупцией законопроект не будет иметь обратной силы. Депутат фракции «Оринац еркир» Ованнес Маркарян заявил, что это обстоятельство делает бессмысленной инициативу правительства. «Все что было, уже незаконно разворовали, обогатились. Остались мы – народ и озеро Севан. Больше нечего расхищать - ни на земле, ни под землей…», - заметил Маркарян.

Министр юстиции возразила: «Существует Конституция РА. Ужесточающий наказание закон обратной силы не имеет. Этот закон ужесточает наказание? Несомненно, да. Можем придать ему обратную силу? Нет».

Согласно проекту, правоохранительные органы возбудят уголовное дело, если задекларированная чиновником сумма и доходы будут отличаться друг от друга как минимум на 5 млн драмов. Означает ли это, что представители власти, которые незаконно присвоили суммы до 5 млн драмов, избегут уголовной ответственности? Этот вопрос министру юстиции задал депутат Эдмон Марукян.

«Да, они не будут наказаны, но это не означает, что такие должностные лица ускользнут от внимания компетентных органов», - сказала Арпине Ованнисян.

А пресс-секретарь правящей Республиканской партии Армении (РПА) вице-спикер парламента Эдуард Шармазанов поинтересовался, будет ли закон действовать, если чиновник не зарегистрирует имущество или денежные средства на свое имя. «По документам у него все нормально, но он имеет 6 домов, зарегистрированных на имя тещи, двоюродного брата, невесты тети, сына дяди. Все знают, что де-факто они принадлежат ему, но де-юре не его. Что мы будем делать в этом случае?» - спросил Шармазанов.

«Расширять круг взаимосвязанных лиц до уровня тещи... ни одна страна в мире не сделала этого. Когда ты начинаешь неестественным образом сжимать этот круг, все равно должностное лицо находит другой круг», - ответила министр юстиции.

Проект хороший, но он не будет действовать, заявила руководитель фракции «Процветающая Армения» (ППА) Наира Зограбян. По ее словам, большинство чиновников оформляют незаконным образом приобретенные средства как заем. «Посмотрите декларации многих депутатов НС, многих министров, там доходы поступили от займов. Пусть чиновник определится: либо он идет работать в ломбард, либо дает деньги под проценты, либо будет чиновником», - сказала Зограбян.

Арпине Ованнисян на это возразила: «Мы принципиально не можем это запретить людям. То есть, как вы запретите кому-то брать кредит и делать вклад?»

Положительно оценив законопроект, глава фракции «Оринац еркир» Эгине Бишарян, в то же время, отметила, что он не устранит коррупцию. По ее утверждению, украденные деньги просто не будут декларироваться и будут расходоваться наличными или будут вывезены из страны.

Автор проекта на это опасение ответила следующим образом: «В конце концов, грубо говоря, столько денег под подушкой держать не будут, когда захотят вывезти, это тоже будет проверяться».

XS
SM
MD
LG