Ссылки доступа

Для Грузии альтернативы нет


Ираклий Гарибашвили на церемонии подписания соглашения об ассоциации Грузии с ЕС
Ираклий Гарибашвили на церемонии подписания соглашения об ассоциации Грузии с ЕС

Грузия, вместе с Украиной и Молдовой, подписала соглашение об ассоциации с Европейским союзом. Документ предусматривает формирование "глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли" с ЕС. В Тбилиси опасаются, что Москва может ответить возобновлением эмбарго на импорт грузинской продукции или, хуже того, попытается обострить обстановку в приграничных с Грузией районах Абхазии и Южной Осетии. Тем не менее, по вопросу о евроассоциации и сближению с евроатлантическими институтами между грузинскими политиками достигнут полный консенсус, поскольку, по мнению всех значимых политических сил, прозападная ориентация – единственный способ укрепления грузинской государственности и всестороннего развития страны.

От имени Грузии соглашение об ассоциации с ЕС подписал премьер-министр Ираклий Гарибашвили. Он отстоял свое право поставить подпись под документом – в публичной полемике с президентом страны Георгием Маргвелашвили. Кабинет министров и лидеры правящей коалиции "Грузинская мечта" жестко заявили, что, поскольку именно правительство ответственно за исполнение соглашение с ЕС, то и подписывать должен премьер, а не глава государства. С такой аргументацией не все согласны, но президент Георгий Маргвелашвили решил не обострять конфликт и не поехал в Брюссель на церемонию подписания, хотя 27 июня он несколько раз, в разных аудиториях и на праздничном концерте, поздравил соотечественников с "огромной исторической победой".

По вопросу о евроассоциации и сближению с евроатлантическими институтами между грузинскими политиками достигнут полный консенсус, поскольку, по мнению всех значимых политических сил, прозападная ориентация – единственный способ укрепления грузинской государственности и всестороннего развития страны

Соглашение с Европейским союзом опубликовано на английском и грузинском языках. Экс-спикер парламента Нино Бурджанадзе в интервью телекомпании "Имеди" отметила, что в отличие от Молдовы Грузия не может рассчитывать на безвизовый режим с ЕС. Кроме того, по ее словам, европейские государства смогут экспортировать в Грузию свои продукты без таможенных пошлин, но ЕС, в свою очередь, сохраняет высокие пошлины для десятков наименований экспортных товаров из Грузии, в том числе на продукцию сельского хозяйства.

С недавних пор грузинские вина, минеральные воды, фрукты и овощи были вновь допущены на российский рынок в результате отмены Москвой негласного эмбарго, введенного в 2006 году, – после скандала с арестом четырех российских офицеров, обвиненных в шпионаже. Возобновление экспорта товаров в Россию принесло ощутимые доходы десяткам тысяч грузинских домохозяйств, и власти, конечно, не могут этого не учитывать.

В Тбилиси высказываются опасения, что после оформления евроассоциации Россия вновь закроет свои рынки для грузинских товаров или, хуже того, попытается обострить обстановку в Гальском районе Абхазии и Ахалгорском районе Южной Осетии с преимущественно грузинским населением.

Власти Абхазии и Южной Осетии уже объявили, что намерены провести в этих районах тотальную замену документов, дающих право на проживание, в том числе паспортов и разрешений на пересечение границы. Это может привести к массовому исходу этнических грузин, все еще оставшихся в Абхазии и Южной Осетии.

Впрочем, представитель премьер-министра Грузии по урегулированию отношений с РФ, посол Зураб Абашидзе заявил в интервью РС, что все-таки надеется на лучшее:

– Мы бы не хотели, чтобы заключение соглашения с ЕС повлияло на наши отношения с РФ. У нас и без того очень сложные отношения с Россией. Только начали предпринимать попытки выхода из тупика, в котором мы оказались. Особенно после 2008 года. Делали какие-то маленькие шаги. Сам по себе тот факт, что мы подписали соглашение об ассоциации с ЕС и будем создавать с Европейским союзом зону свободной торговли, никак не противоречит тому, чтобы у нас были нормальные торговые связи с другими соседями, в том числе с Россией. Мы смотрим на этот вопрос именно так: не видим никаких объективных причин, чтобы создавались новые проблемы. У нас и без того слишком много проблем.

Зураб Абашидзе сообщил, что российские и грузинские эксперты обсудят возможные последствия евроасоциации Грузии для экономических отношений двух стран. "В июле, до нашей очередной встречи с заместителем министра иностранных дел РФ Григорием Карасиным, соберутся наши экономисты. Они более предметно обсудят вопросы торгово-экономических связей", – заявил посол.

Сам по себе тот факт, что мы подписали соглашение об ассоциации с ЕС и будем создавать с Европейским союзом зону свободной торговли, никак не противоречит тому, чтобы у нас были нормальные торговые связи с другими соседями, в том числе с Россией. Мы смотрим на этот вопрос именно так: не видим никаких объективных причин, чтобы создавались новые проблемы. У нас и без того слишком много проблем

Несмотря на все очевидные риски, большинство грузинских экспертов убеждены: евроинтеграция Грузии безальтернативна с точки зрения дальнейшего развития демократических институтов и в целом укрепления государственности. Так считает, например, политолог Георгий Нодия:

– Подписание этого соглашения – важная веха в общей стратегии Грузии, которая заключается в том, что она должна стать европейским государством. Стратегия подразумевает, с одной стороны, трансформацию государственных и экономических институтов. Причем трансформация этих институтов по европейской модели приведет к очень важным последствиям с точки зрения того, какой страной станет Грузия. С другой стороны, есть внешнеполитический аспект: подписание соглашения не означает, что Грузия окончательно сошла с российской орбиты и у Москвы не остается никаких рычагов. Но евроассоциация – безусловно шаг именно в этом направлении и однозначный сигнал со стороны Грузии, что она действительно выбрала европейское направление и не собирается интегрироваться в так называемые евразийские структуры.

– Чем, на ваш взгляд, объясняется то, что в отличие от той же Молдовы и Украины, где есть весьма влиятельные, серьезные и вовсе не маргинальные общественно-политические силы, выступающие против евроинтеграции и за интеграцию в "Евразийский союз", в Грузии таких сил практически нет вообще?

– Действительно, внутри Грузии уровень консолидации по данному вопросу выше. Видимо, причина в культурно-исторических особенностях страны. Кроме того, в нашей стране нет меньшинств, которые были бы открыто пророссийскими. Возможно, например, у армянского меньшинства в регионе Самцхе-Джавахети несколько более пророссийские настроения, чем у других, но проевропейская политика Грузии приемлема и для нее. Так что в целом это культурно-историческая особенность.

Министр иностранных дел Грузии Майя Панджикидзе выразила надежду, что страны Европейского союза вскоре приступят к процессу ратификации документа и он вступит в силу уже через несколько месяцев, а переговоры о либерализации визового режима для грузинских граждан продолжатся в конструктивном ключе.

Радио Свобода

XS
SM
MD
LG