Ссылки доступа

Гражданская война у Острой Могилы


Сторонники так называемой "Донецкой народной республики". Славянск, май 2014
Сторонники так называемой "Донецкой народной республики". Славянск, май 2014
Украинские военные 29 мая продолжили антитеррористическую операцию в Донецке и области. В ходе силовой операции против сепаратистов в районе Славянска и Краматорска украинские военные используют артиллерию и авиацию. Как сообщил исполняющий обязанности министра обороны Украины Михаил Коваль, вооруженные силы действуют на востоке страны в соответствии с планом операции.

С утра появились сообщения о взрывах и автоматных очередях в районе железнодорожного вокзала Славянска. Также в сети пишут о боях с применением боевой авиации в районах Черевковка и Молочар. Сообщается о перебоях в работе мобильной связи. По данным агентства "ОстроВ", "ополченцы" укрываются в жилых кварталах и оттуда ведут огонь по позициям военных. По городу ездят машины скорой помощи.

Власти Украины подтвердили информацию о том, что в четверг сепаратисты сбили вертолет с украинскими военными над Славянском, данные о погибших пока противоречивы. Председатель Верховной Рады Александр Турчинов заявил о 14 погибших, по данным Национальной гвардии Украины их 12, пресс-секретарь штаба военной операции украинских силовиков против сепаратистов на востоке страны Владислав Селезнев сообщает о 10 жертвах. Подтверждено, что в их числе начальник управления боевой и специальной подготовки Нацгвардии Украины генерал-майор Сергей Кульчицкий.

Тем временем в соседнем Луганске, где накануне произошел бой между сепаратистами и украинскими военными, около 80 солдат из воинской части на окраине города сдались так называемым ополченцам. Об этом сообщает агентство УНИАН. По его данным, вечером в среду сепаратисты пытались штурмовать казармы Национальной гвардии. Военнослужащим удалось отбить нападение. Однако, как пишет на своей странице в Facebook депутат Верховной Рады Олег Ляшко, солдаты были вынуждены сложить оружие и оставить воинскую часть после того, как "ополченцы" впереди себя поставили родителей солдат.

Позже представители сепаратистов сообщили, что все военнослужащие, включая командира части, сложили оружие. Среди украинских военных есть раненые, убитых нет. Среди нападавших пять погибших. Бойцов Национальной гвардии вывозят из воинской части, сообщает УНИАН.

Вот что сообщает по этому поводу сайт Национальной гвардии Украины:

"Вечером 28 мая террористами совершено нападение на конвойный батальон Луганского полка Восточного территориального объединения Национальной гвардии Украины. Здания батальона расположены отдельно от воинской части 3035 Национальной гвардии Украины. Во время нападения офицеры и военнослужащие военной службы по контракту отстреливались и противостояли нападающим и смогли отбить первую попытку захвата части. Несколько нападавших во время штурма были уничтожены, тяжело ранен один боец-контрактник. Впоследствии на звуки выстрелов пришли родные, родители военнослужащих и журналисты. Этим воспользовались нападающие и прибегли к циничным действиям. Под дулами автоматов, угрожая стрелять на поражение, преступники прикрывались мирными людьми словно живым щитом, заставили их идти вперед и ворвались таким образом на территорию воинской части. Там они атаковали административное помещение. При этом первый этаж здания преступники заполнили родителями военнослужащих и угрожали взорвать помещение. С целью предотвращения взрыва военнослужащие были вынуждены отступить. Определенная часть зданий осталась в руках нападавших, как и оружие солдат. Военнослужащие срочной службы отведены на безопасное расстояние и передислоцированы в другую часть военного городка".

Российское государственное агентство "РИА Новости", рассказывая о захвате солдат Национальной гвардии в Луганске, не упоминает о том, что их вынудили сдаться, угрожая застрелить их родственников. О захвате солдат Нацгвардии, о том, как это освещается обеими сторонами конфликта, и о ситуации в Луганске говорит главный редактор луганского издания "Реальная газета" Андрей Дихтяренко:

– Разумеется, любые военные действия, которые возникают в Луганске и его окрестностях во время антитеррористической операции, вызывают очень много вопросов. Вечером члены Луганской народной республики или Армии юго-востока, как они себя называют, начали стягиваться к воинской части, находящейся в городке Острая Могила, это территория бывшего Военного авиационного училища штурманов. Начались перестрелки, попытки захвата, долгое время были сообщения наших коллег о том, что военные отстреливаются достаточно удачно, что они отбивают атаки. Но ближе к утру пошла информация, что воинская часть сдана. Но подробности о том, что солдат захватили якобы в плен, не было. Наоборот, была информация о том, что по взаимной договоренности солдатам дают уйти. Но ситуация может поменяться в любой момент. Вообще, сам факт того, что в городе Луганске, который полностью контролируется этой Армией юго-востока как минимум на 40 километров в разные стороны, это ближайшее расстояние до места, где находятся украинские войска, то, что осталась в городе Луганске воинская часть с украинскими войсками, мягко говоря, вызывает вопросы к руководству украинской армии, зачем это было сделано. По сути ребят оставили в положении Брестской крепости в 1941 году, то есть небольшой гарнизон военных на вражеской территории. Зачем это было сделано – непонятно, и рано или поздно эта воинская часть все равно была бы сдана. Сейчас вопрос только в том, получится ли у солдат беспрепятственно покинуть эту территорию. По моей информации, есть договоренность, что ополченцы Луганской народной республики гарантировали им свободный отход.

В фейсбуке украинского депутата Ляшко сообщается, что солдаты были вынуждены сдаться ополченцам, потому что якобы ополченцы выставили впереди себя родителей солдат...

– Это непроверенная информация. Сейчас мы находимся в состоянии гражданской и информационной войны. Я бы не хотел, чтобы наши луганские ополченцы использовали подобную тактику. Вне зависимости от моего отношения к этим процессам, от моих политических взглядов подобную информацию нужно перепроверять, и я не готов ее комментировать.

Какова сейчас обстановка в Луганске?

– Сегодня ситуация спокойная. Территория, где происходил захват воинской части, это южная окраина города, она достаточно далеко от центра. Центр живет обычной жизнью. Захвачено здание СБУ, захвачено здание обладминистрации. Город потихоньку уже приспособился к этой вот вялотекущей ситуации, когда часть города захвачена, а часть живет мирной жизнью. Люди следят за ситуаций в Донецке, потому что активная фаза АТО может дойти и до нашего областного центра. Часть людей покинули города, многие стараются лишний раз не выходить из домов. Распространяются панические слухи, но люди ко всему привыкают, привыкли и к этой ситуации. На несколько дней раньше в школах города закончился учебный год, чтобы не подвергать детей риску.

В четверг так называемый "народный мэр" Славянска Вячеслав Пономарев подтвердил, что четверо наблюдателей ОБСЕ, связь с которыми была потеряна 26 мая, живы и находятся у "ополченцев". По его словам, с ними "все хорошо". "Миссию ОБСЕ мы предупреждали, что нежелательно появляться на просторах Донецкой земли. Они не послушались. Поэтому мы решили их задержать. Сейчас они проверяются, после проверки будут отпущены", – цитирует Пономарева РИА Новости. Исчезновение наблюдателей ОБСЕ в Донецкой области в ночь на четверг обсуждалось на заседании Совета Безопасности ООН.

Петр Порошенко пока за эту операцию не несет никакой ответственности, так как официально еще не получил президентских полномочий, которые, в частности, включают и полномочия верховного главнокомандующего. Слово – координатору группы “Информационное сопротивление”, руководителю Центра военно-политических исследований Дмитрию Тымчуку:
С конца апреля Россия начала выводить своих военнослужащих с территории Украины и заменяла их на наемников
– Мы видим, что после окончания выборов наши силовики начали демонстрировать адекватные действия. Идет навязывание инициативы противнику, а не рефлекторное реагирование, как это было раньше, на акции террористов. То, что мы увидели в Донецке, это, очевидно, тот формат, в котором и должна продолжаться АТО. Соответственно, мягко говоря, мы увидели недоумение со стороны террористических группировок, которые привыкли к пассивному поведению украинских силовиков. По нашим данным, с конца апреля Россия начала выводить своих военнослужащих с территории Украины и заменяла их на наемников. Сейчас этот процесс продолжается. Мы видим там много представителей кавказских национальностей, это не только чеченцы, но ингуши и дагестанцы, а также жители Абхазии.

– Связаны ли активные действия украинских силовиков с победой Петра Порошенко на президентских выборах?

– Думаю, что здесь нет однозначного ответа на этот вопрос. Следует учитывать, что достаточно долгое время украинские силовики получали опыт. Этот процесс вызывал массу вопросов, как в плане их взаимодействия, так и в плане ответственности руководителей АТО и силовых структур Украины. В данный момент мы видим, что есть адекватная реакция. Важным здесь является и такой аспект, как психологическая готовность силовиков к уничтожению террористов. Раньше это была большая проблема. Украинские солдаты были не готовы стрелять в людей. Сегодня эта проблема решена после того, как погибло немало наших ребят. Вряд ли стоит говорить, что вот выбрали Порошенко и сразу все изменилось. Господин Порошенко пока ни на что не влияет, еще не состоялась инаугурация новоизбранного президента. После вступления в должность он пообещал изменить формат АТО, и мы будет оценивать его действия уже как главнокомандующего национальными Вооруженными силами”, – отмечает Дмитрий Тымчук.

Не связывает с президентскими выборами активизацию сил антитеррористической операции на востоке страны и политолог Александр Палий:

– Очевидно, что выборы президента здесь ни при чем. И руководство исходит из военной необходимости. Террористы, спонсируемые Россией, граждане РФ, проникают сейчас на территорию Украины большими группами и пытаются брать под свой контроль целые города, а украинская армия, как правило, не принимает участие в городских боях, опасаясь жертв среди мирного населения, и пытается наносить только точечные удары по террористическим группам.
Выступая в четверг, 29 мая, перед депутатами Верховной Рады, исполняющий обязанности министра обороны Украины Михаил Коваль заявил, что вооруженные силы максимально стараются уменьшить количество жертв среди мирного населения во время проведения спецопераций. По словам Коваля, если бы военные не заботились о жизни жителей Славянска, то этот город уже давно был бы освобожден от боевиков.

Радио Свобода
XS
SM
MD
LG